Резолюция всероссийского форума ВРНС в г. Новосибирске

Резолюция всероссийского форума Международной общественной организации «Всемирный Русский Народный Собор» в Новосибирске «Пространственное развитие и демография в России»

 

Участники Всероссийского форума МОО «Всемирный Русский Народный Собор» в Новосибирске, посвященного теме «Пространственное развитие и демография в России», по итогам проведенного форума, главным результатом которого стала публичная презентация Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2035 года, а также обсуждение основных положений, условий и возможностей развития индивидуального жилищного строительства (ИЖС), способного стать главным фактором в преодолении демографического кризиса и стремительного роста строительной отрасли России, приняли настоящую Резолюцию.

 

Учитывая текущие суммарные демографические показатели и отсутствие позитивных изменений на протяжении долгого периода, участники Форума оценили демографическую ситуацию в стране как крайне тяжелую, уже в текущем времени создающую прямую угрозу национальной безопасности страны и требующую безотлагательных мер по разработке Стратегии демографической безопасности. Одним из важных факторов преодоления сложной демографической ситуации может и должно стать пространственное развитие России, а также государственная политика по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей, закрепленная Указом Президента России № 809 от 09.11. 2022 года.

 

1. Демографическая проблема.

 

Демографическая проблема в России за последние 5-7 лет приобрела невиданный размах. По данным Росстата, в 2022 году в России умерли 1 млн. 905 тыс. 778 человек, естественная убыль населения составила 599 тыс. 616 человек. В 2021 году естественная убыль населения составила рекордные 1,04 млн. человек, в 2020 году — 668,7 тыс. человек. Суммарный коэффициент рождаемости (СКР) в 2022 году составил 1,45, в текущем году он может снизиться до рекордных 1,35. Катастрофически ухудшает ситуацию в стране производство абортов. По данным Минздрава за 2022 год в государственных клиниках было произведено 395200 абортов, еще около 1400000, по оценке специалистов, произведено в частных клиниках. Общий итог — 1 795, 200 абортов за один год.

Для решения этих тяжелейших проблем, последствия которых неминуемо проявят себя в ближайшие годы, России нужен устойчивый, а главное интенсивный естественный прирост населения. Непосредственно для преодоления демографического кризиса от государства требуется принятия безотлагательных, действенных мер, направленных на повышение суммарного коэффициента рождаемости до уровня 3-3,5.

Исследование вопроса зависимости рождаемости от места проживания показало, что концентрация населения в городах приводит к неизменному снижению показателей рождаемости. Так, за 20 лет — с 1960 по 1980 год — городское население страны увеличилось с 61.1 млн чел. до 96.1 млн чел., соответственно сельское население снизилось с 56.1 млн чел. до 42.0 млн чел. При этом статистика рождаемости, за тот же период, в пересчете на суммарный коэффициент рождаемости, показала следующий результат: рождаемость в городе снизилась с 2,06 до 1,68., в селе – с 3, 26 до 2, 51. Таким образом СКР по стране упал с 2,56 (2 млн 782 тыс.) до 1,87 (2 млн 203 тыс.).[/redindent]

Опыт передовых стран, добившихся значительных успехов в сфере демографии, свидетельствует о том, что устойчивый демографический рост, а также его высокие показатели (на уровне приведённых выше значений), определяются двумя ключевыми факторами. Первый фактор заключается в проводимой государством политике пространственного развития. Второй — в религиозной, культурной, информационной и образовательной политике государства, направленной на сохранение, укрепление и культивирование в обществе традиционных институтов и ценностей.

Как показывает отечественная и мировая практика, жизнь в огромных мегаполисах, в условиях сверхурбанизации и сокращения жизненного пространства, гарантированно приводит к падению рождаемости. В основе современной политики пространственного развития России лежат устаревшие еще в конце XX века западные концепции урбанистики, нацеленные на создание гигантских мегаполисов и рассматривающие город как «большой завод». Итогом такой стратегии является запустение ранее освоенных пространств, обезлюдивание огромных территорий, а главное, непрекращающееся падение рождаемости.

Согласно данным Всероссийской переписи населения, в 2010 году в России насчитывалось 19 416 сельских населенных пунктов без населения. За восемь лет — с 2002 по 2010 год — своего населения лишилось 6 330 сельских населенных пунктов.

Согласно данным Росстата, с 1991 по 2018 год население Дальневосточного федерального округа сократилось на 1 млн 898 тыс. человек. С 8 млн 063 тыс. в 1991 г. до 6 млн 165 тыс. человек в 2018 году.

За этот же период население Сибирского федерального округа сократилось на 1 млн 854 тыс. человек, с 21 млн 141 тыс., в 1991 г., до 19 млн 287 тыс. человек в 2018 году.

Катастрофические потери несут все регионы Центральной России, за исключением Москвы, Московской и Белгородской областей.

 

2. Существующая политика пространственного развития

 

Как в предшествующий, так и в настоящий период времени российскую градостроительную политику, а также политику пространственного развития, отличает характерный центростремительный вектор сжатия, направленный на дальнейшую сверхурбанизацию и приоритетное развитие крупных и крупнейших городских агломераций (городов–миллионников). Результатом такой политики является непрекращающееся сжатие ранее освоенных пространств на селе, в малых и средних городах, чудовищная неравномерность социально-экономического развития регионов и, как следствие, огромная разница в качестве и уровне жизни людей.

Сегодня рост объемов строительства многоквартирных домов приводит к снижению площади вводимых в эксплуатацию квартир. Несмотря на ежегодный рост объёмов строительства многоквартирных домов (в 2021 году были введены рекордные 43,5 млн кв. метров жилья в многоквартирных домах), средняя площадь вводимых в эксплуатацию квартир постоянно снижается. Так, если в 2009 году средний метраж всех построенных квартир составлял 85,3 кв.м., то в 2012 году данный показатель снизился до уровня 61,8 кв.м., а сегодня он составляет порядка 50-51 кв. метров. При этом, постоянно растёт доля однокомнатных квартир в общем объёме жилья в многоквартирных домах. Сегодня она составляет 43%. (Также следует отметить, что в настоящее время ипотека недоступна для половины населения нашей страны).

При нормативе 18 кв.м. на человека (норматив г. Москвы и Новосибирска) общая площадь квартиры на семью из пяти человек (муж, жена и трое детей) должен составлять не менее 90 кв.м. В семье с четырьмя детьми — 110 метров. Из чего следует, что третий член семьи в квартиру 51 кв.м. уже не «вписывается», что автоматически подразумевает либо бездетную, либо неполную семью. При запланированном нормативе обеспеченности жильём к 2030 году на уровне 33,3 кв.м. на человека, размер квартиры для семьи из пяти человек должен составлять 166,5 кв.м., а из шести — 199,8 кв.м.

Чтобы переломить сложившуюся негативную тенденцию на отечественном рынке жилья, а также выйти на траекторию устойчивого демографического роста, государству необходимо отказаться от дальнейшего развития мегаполисов и массового строительства многоквартирных домов в пользу исторически обоснованного для России вектора горизонтального расширения — массового переселения жителей крупных городов в пригороды, в индивидуальные жилые дома. Такое положение вещей было всегда обусловлено не только растущей демографией, но и необходимостью последовательного заселения и освоения огромных территорий, обеспечения территориальной целостности государства, укрепления и защиты его границ.

В том же состояла и одна из главных задач при строительстве Сибирской железной дороги, поставленная императором Александром III своему сыну — будущему Царю Николаю II: «для привнесения дела мира и просвещения на восток, заселения и промышленного развития Сибири»

 

3. Новая стратегия пространственного развития России.

 

Для изменения негативного тренда на отечественном рынке жилья, а также для выхода на траекторию устойчивого демографического роста, нашему государству необходимо отказаться от дальнейшего развития мегаполисов и строительства многоквартирных домов в пользу вектора горизонтального расширения и массового переселения жителей крупных городов в пригороды, в индивидуальные жилые дома.

Ярким примером успешной демографической политики, реализованной на территории большой страны, является так называемый «беби-бум», произошедший в Соединённых Штатах в 1940-1960-х годах XX века.

В результате с 1946 по 1964 г. в США родилось более 78,3 млн. детей. На пике рождаемости, который пришёлся на 1957 год, на свет появилось более 4 млн. младенцев. С 1946 года показатель рождаемости постоянно возрастал, сопровождая, а в значительной степени и подталкивая, экономический рост в стране. В 1940-х годах показатели прироста населения США возросли до 15%, а в 1950-х, они увеличились почти до 20%. Суммарный коэффициент рождаемости достиг уровня 3,10 — 3,65 рождений на одну женщину.

Главной причиной демографического взрыва в США в 1940-1960-х годах стал массовый переезд американцев из крупных городов в пригород, в собственные дома.

 

Стремительному развитию американских пригородов в эти годы способствовали:

 

переход к новым, поточным способам строительства однотипных, сравнительно недорогих домов;

невысокие цены на землю;

низкие ставки кредитов;

бурное развитие электросетей;

государственные программы дорожного и жилищного строительства;

всеобщая автомобилизация страны — с 1948 по 1961 год число автомобилей выросло с 26 до 63 млн., а также быстрое развитие шоссейных магистралей;

государственные пособия и льготные кредиты для ветеранов Второй мировой войны;

благоприятная налоговая политика федерального правительства, ставившая владельцев домов в более выгодное положение, чем арендаторов жилья.

 

С 1945 по 1954 год в американские пригороды переехали 9 млн. горожан. В 1970 году число жителей пригородов превысило население городов, а к 1980 году 44% американцев — 100 млн. человек — жили в пригородах. За тридцать лет — с 1950 по 1980 год — число американцев, живших в пригородах, выросло с 35,2 до 101,5 млн. человек.

Концептуальные основы программы переселения американцев в пригороды были разработаны во времена Великой депрессии, когда США угрожала настоящая революция. Именно тогда американскими социологами был выдвинут лозунг о том, что домовладельцы не устраивают забастовок и бунтов. Фактическим толчком к началу массового переселения послужило принятие в 1944 году пакета законов, главным из которых стал G.I. Bill (Закон о реинтеграции военнослужащих). Помимо права на бесплатное получение высшего образования, данный закон предоставил миллионам демобилизованных военнослужащих гарантированный займ на приобретение жилья. G.I. Bill дал импульс к возникновению явления, которое стало известно всему миру как американский пригород («субурбия», «левиттаун») – или одноэтажная Америка.

Дома в американских пригородах возводились индустриальным способом с широким применением поточного метода строительства. Поселки сразу создавались со всей необходимой для жизни инфраструктурой — дорогами, школами, церквями, торговыми и развлекательными центрами, зонами отдыха и т.д. Жизнь в пригородах позволила американцам создать в 1950-е и 1960-е годы собственную идеальную модель многодетной семьи — с работающим мужем и занимающейся воспитанием детей и домашним хозяйством женой. В этих условиях семьи с четырьмя и даже пятью детьми стали для американцев практически нормой.

Помимо США процесс «субурбизации» широко затронул и Европу. Так, по данным Евростата, в ЕС в 2020 году 53% населения проживало в домах и лишь 46% в квартирах. Самая высокая доля проживающих в домах — в Ирландии (92%), Хорватии (78%), Бельгии (77%) и Нидерландах (75%).

Как прошлый отечественный опыт, так и вполне современный американский, убедительно показывает правильность приведенного тезиса о том, что политика пространственного развития, направленная на массовое переселение жителей мегаполисов в пригороды, в доступные собственные дома, приводит к подъёму роста рождаемости. Из чего следует, что Россия нуждается в принципиальной смене парадигмы пространственного развития.

Новая стратегия пространственного развития России может быть реализована в рамках специальной федеральной программы по развитию ИЖС и массовому переселению жителей мегаполисов в пригороды. В случае успешной реализации данной программы к 2050 году, 80% населения страны (30 миллионов семей) будут проживать в собственных загородных домах, а Россия превратится в равномерно заселённую и обустроенную малоэтажную страну. Правильность указанного подхода подтверждают данные социологического исследования, проведенного ВЦИОМ и АО «ДОМ.РФ», согласно которым уже сегодня около 56% живущих в квартирах граждан РФ (19,7 млн. семей) хотят переехать в индивидуальные дома.

Пригородные поселки к 2050 году должны стать основным типом поселений в стране. По уровню комфорта и качеству жизни пригородные поселки должны превосходить жизнь в городе.

 

Параметры среднестатистического пригородного поселка должны удовлетворять следующим требованиям:

 

-земельный участок, на котором располагается посёлок, должен примыкать, либо находиться на минимальном удалении от границ города (не более 20-30 км);

-застройка жилой зоны посёлка должна вестись отдельно стоящими индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками;

-размер одного земельного участка под индивидуальным жилым домом должен составлять порядка 0,3 Га (30 соток), из расчета не менее 0,05 Га (5 соток) на одного члена семьи;

— при средней численности семьи в 5-7 человек (из расчета 2 взрослых и 3-5 детей) и норме обеспеченности жильём в 30 кв.м на одного члена семьи, средняя площадь индивидуальных жилых домов в посёлке должна варьироваться в диапазоне от 150 до 210 кв. м;

-по качеству материалов, уровню отделки, а также инженерному и техническому оснащению, возводимые жилые дома не должны уступать современным городским квартирам эконом-класса.

 

Комплексное развитие территорий возводимых пригородных посёлков нового типа:

 

Застройка пригородных посёлков в обязательном порядке должна осуществляться в формате комплексного развития территории.

Комплексное развитие территории предполагает, что помимо благоустроенной жилой зоны в каждом пригородном посёлке должны быть созданы:

— общественно-деловая зона, включающая в себя объекты здравоохранения, дошкольного, а также среднего образования, храмы, административные объекты, объекты культуры, физической культуры и спорта, торговли, развлечений, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, оказания финансовых услуг и т.д.;

-зоны транспортной и инженерной инфраструктуры, а также производственной зоны посёлка (улично-дорожная сеть, остановки/стоянки общественного и грузового транспорта, объекты производственно-складского назначения, инженерное оборудование и т.д.);

— зоны рекреационного назначения (парки, сады, лесопарки, пляжи и пр.).

 

Комплексное развитие пригородных посёлков с созданием всей необходимой инфраструктуры обуславливает требования к численности их жителей. В связи с этим представляется, что количество жителей посёлков должно быть не менее 3000 человек, что соответствует российским требованиям к минимальной численности посёлков городского типа.

Помимо массового переселения жителей, деурбанизация должна сопровождаться перемещением из мегаполисов в пригороды — больших трудовых и производственных ресурсов. В связи с этим особое внимание при возведении пригородных поселков должно уделяться развитию общественно-деловых и производственных зон, размещению на их базе современных производств и созданию новых рабочих мест.

Указанные зоны могут сразу создаваться с отраслевой специализацией и быть ориентированы на развитие одной, либо нескольких приоритетных технологий шестого технологического уклада:

— цифровых технологий, программирования, систем искусственного интеллекта;

— глобальных сетей и информационно-коммуникационных технологий;

— биоинженерных технологий;

— робототехники;

— аддитивных технологий;

— нанотехнологий.

 

Этапы деурбанизации и переселения в пригороды

 

В первую очередь пригородные посёлки нового типа должны создаваться:

 

1. Вокруг 80-ти крупнейших и крупных городов России, среди которых:

— 16 крупнейших городов с численностью более 1 млн жителей: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Красноярск, Челябинск, Самара, Уфа, Ростов-на-Дону, Краснодар, Омск, Воронеж, Пермь и Волгоград;

— 21 крупный город с численностью от 500 тыс. до 1 млн жителей: Донецк, Саратов, Тюмень, Тольятти, Барнаул, Ижевск, Хабаровск, Ульяновск, Иркутск, Владивосток, Ярославль, Кемерово, Томск, Набережные Челны, Севастополь, Оренбург, Новокузнецк, Рязань, Балашиха, Пенза;

— 43 крупных города с численностью от 250 до 500 тыс. жителей.

 

2. В приоритетных геостратегических территориях РФ:

— в субъектах РФ, имеющих особое положение: ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области, Республика Крым, город федерального значения Севастополь, Калининградская область;

— в субъектах РФ, расположенных на Дальнем Востоке;

— в субъектах и частях субъектов РФ, входящих в Арктическую зону РФ;

— в отдельных приграничных территориях.

 

3. В субъектах РФ, имеющих самые низкие показатели рождаемости.

Приоритетное право на переселение в пригородные посёлки нового типа должно предоставляться:[/redindent]

-участникам специальной военной операции, отличившимся при выполнении боевых задач, либо участвовавшим в боевых действиях на протяжении шести и более месяцев;

— российским многодетным семьям (на сегодня порядка 2,1 млн семей)

 

Реализация федеральной программы по развитию ИЖС и массовому переселению потребует:

разработки и утверждения новой Стратегии пространственного развития Российской Федерации;

внесения поправок в Стратегию развития строительной отрасли и ЖКХ на период до 2030 года, предполагающих смену приоритетов развития строительной отрасли в пользу массового ИЖС, осуществляемого индустриальным способом, которое должно занять не менее 70-80% от общего объёма возводимого в стране жилья (более 100 млн. кв.м. в год);

переориентации крупнейших отечественных строительных компаний со строительства многоквартирных домов на массовое строительство индивидуальных жилых домов индустриальным способом;

внедрения реестра типовых проектов для ИЖС;

широкого внедрения передовых строительных технологий и материалов в сфере ИЖС;

расширения полномочий Минстроя России в решении вопросов, связанных с вовлечением в оборот земельных участков в целях ИЖС, с совершенствованием правового регулирования в сфере ИЖС, а также в решении других вопросов;

обеспечения централизованного подведения за государственный счёт к границам земельных участков под ИЖС асфальтовых дорог, а также сетей инженерно-технического обеспечения (газа, электричества, интернета);

обеспечения доступности ипотечного кредитования ИЖС путём внедрения государственных программ льготного кредитования на приобретение индивидуальных жилых домов от застройщика под минимальный процент с возложением функций оператора указанных программ на АО «ДОМ.РФ»;

внедрения систем списания ипотечных долгов многодетным семьям (частичного или полного) в зависимости от рождения в семье очередного ребёнка (например, после рождения в семье четвёртого и последующего ребёнка остаток по ипотеке, выданной на покупку либо строительство индивидуального жилого дома, может погашаться автоматически);

развития не ипотечных форм финансирования ИЖС (жилищных и жилищно-строительных кооперативов, а также др.);

разработки и утверждения государством единых критериев оценки индивидуальных жилых домов и земельных участков под ними, а также порядка их выкупа;

решения других вопросов.

 

Реализация вышеуказанных предложений позволит:

увеличить к 2050 году (причём, за счёт естественного прироста) общую численность населения России до 180 млн. человек, доведя суммарный коэффициент рождаемости до уровня 3-3,5 рождений на одну женщину, общий коэффициент рождаемости — до 20,0 на 1 тысячу населения, а темп прироста населения до 2% в год;

создать в России массовый средний класс, составляющий до 2/3 населения страны, принципиальным образом повысить уровень и качество жизни подавляющего большинства россиян, а также уровень социального оптимизма в обществе;

создать один из основных драйверов опережающего экономического развития страны на ближайшие 30 лет, придать мощнейший импульс развитию региональных и местных экономик, рынков труда, импортозамещения, а также целых отраслей отечественной промышленности и экономики — строительству, электроэнергетике, промышленности строительных материалов, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроению и металлообработке, химической и нефтехимической промышленности, транспорту, логистике, связи, торговле и мн. др.;

создать принципиально новый вектор развития отечественной строительной отрасли, превратив её на ближайшие 30 лет в самую значимую отрасль экономики России, принципиально увеличить вклад строительной отрасли в валовый внутренний продукт, существенно сократить сроки строительства, а также себестоимость возводимого жилья, полностью удовлетворить потребность населения страны в доступном и комфортном жилье, выйти на показатели ввода жилья, значительно превышающие 120 млн. кв. м. в год;

превратить Минстрой России в один из ключевых органов исполнительной власти страны, а также существенно расширить объём его полномочий.

 

Учитывая особую важность указанной федеральной программы по развитию ИЖС в России, а также место и роль Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства в выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, градостроительства, государственных инвестиций в части формирования жилищной политики, полагаем, что Минстрой России может выступать основным разработчиком, а также основным федеральным органом исполнительной власти, отвечающим за практическую реализацию означенной федеральной программы.

 

4. Выводы и рекомендации регионального характера.

 

Всесторонне обсудив программу развития ИЖС в России в рамках пленарного и панельных заседаний форума, эксперты и участники, в качестве региональной составляющей по реализации программы ИЖС в Новосибирской области, пришли к следующим выводам и предложениям:

 

1. Изучение вопроса ИЖС на примере Сибири говорит о том, что наиболее эффективными направлениями по реализации программы ИЖС является формирование участков застройки носящих профильный характер поселения, расположенных на оптимально коротком удалении с учетом экологии и комфортности для проживания:

— при крупных действующих оборонно-промышленных предприятиях;

— при формировании новых крупных и средних промышленных предприятий;

— при формировании технопарков, научно-инновационных центров и наукоемких производств (для людей, занятых в научной и инженерно-инновационной сфере труда, на примере эффективно реализованного в 1957 г. первого подобного в стране проекта — Новосибирского Академгородка);

— при формировании промышленно-логистических парков;

— при создании и развитии пригородов.

2. Для успешной реализации программы развития ИЖС на федеральном и региональном уровне должны быть созданы инструменты и механизмы организационного взаимодействия, а также финансовой поддержки реализации данной программы.

3. Территория под застройку должна формироваться в непосредственной близости от существующих мест приложения труда, либо одновременно с учетом планируемой территории приложения труда.

4. При формировании новых поселений необходимо комплексное проектирование и создание поселков «под ключ», включающих формирование культурной и социальной среды: храм, детский сад, школа, больница, культурно-досуговый центр, торговый центр и т.д.

5. Для возрождения сельских поселений нужен комплексный подход: строительство новых и возрождение старых поселений в опоре на места приложения труда.

6. Для реализации программы пространственного развития России на начальном этапе необходимы средства из федерального бюджета для инфраструктурного обеспечения территорий подлежащих застройке (дороги, электрические и газовые сети, водопровод и где экономически целесообразно канализационные сети), во втором случае — на компенсацию затрат на технологическое присоединение к сетям инженерной инфраструктуры.

7. Для реализации программы ИЖС на региональном уровне предлагается:

7.1. Поддержать разработку и реализацию Окружной программы по развитию рынка деревянного домостроения в СФО до 2035 г., инициированную Межрегиональной ассоциацией «Сибирское Соглашение», в рамках которой можно запустить программу ИЖС в сельской местности которая позволит:

1) создать рабочие места;

2) решать вопрос с восстановлением лесов;

3) создавать комфортное жилье для новых поселений.

7.2. В качестве пилотных проектов для Новосибирской области целесообразно рассматривать населенные пункты, включенные в перечень опорных населенных пунктов, в целях обеспечения возможности применения максимального количества финансовых инструментов, в том числе программы «Комплексное развитие сельских территорий».

Учитывая специфику и приоритеты Новосибирской области в научной, высокотехнологической промышленной, а также сфере сельского хозяйства, можно выделить три направления в качестве выбора пилотных проектов:[/redindent]

— участок в районе поселка Барышево, для обеспечения жильем крупного наукоемкого кластера Академгородок 2.0, в том числе в рамках проекта СКИФ. Ориентировочная потребность в жилье – 3000 человек без учета семьи.

— участок рядом с крупным оборонно-промышленном предприятием — Новосибирском авиационном заводе имени В.П. Чкалова. Ориентировочная потребность в жилье — 3000 человек без учета семьи.

— участок в Маслянинском районе Новосибирской области для обеспечения развития действующих сельскохозяйственных и промышленных предприятий. Ориентировочная потребность в жилье — 500-1000 человек без учета семьи.

— участок в Коченёвском районе Новосибирской области для создания инфраструктуры активно развивающихся сельскохозяйственных и промышленных предприятий. Ориентировочная потребность в жилье — 500-1000 человек без учета семьи.

 

5. Итоговое решение.

 

Направить настоящую резолюцию Правительству Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Правительству Новосибирской области для дальнейшей работы по реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере строительства, градостроительства, государственных инвестиций, в части формирования федеральной адресной программы жилищной политики Российской Федерации, в рамках Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2035 года.

 

Новосибирск

23 сентября 2023года